Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы изучения русского фольклора на уроках литературного чтения
1.1. Формирование познавательной активности младших школьников при изучении русского фольклора на уроках литературного чтения
Фольклор можно определить, как одну из своеобразных форм жанра, который выделяется в отдельную категорию литературных произведений. Обучение чтению и пониманию школьниками русского фольклора – вопрос не простой и в методике преподавания литературного чтения, он далеко не новый. Об этом писали исследователи и учёные К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский и др. До настоящего времени фольклор признается обязательным учебным материалом для уроков литературного чтения.
Под русским фольклором понимают собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. К видам русского фольклора относят былины, небылицы, сказки, поговорки, исторические песни, легенды, предания, пословицы, частушки, загадки.
К фольклорным произведениям относят:
-сказка «Маша и медведь»;
-сказка «Колобок»;
-сказка «Теремок» и др.
-песня «Калинка-малинка»;
-песня «Катюша»;
-пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами» и др.
В узком смысле слова – русский фольклор это русское устное народное поэтическое творчество и словесная (устная) составляющая русской традиционной культуры. Научный интерес к фольклору возник в первой половине XVIII века. Его изучали В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др. Традиционная систематизация разделяет фольклорные жанры на лирику, эпос, драму. В современных условиях фольклористы делят фольклор на сферы: музыкальную, песенную, прозаическую, игровую-обрядовую, театральную. Под былиной, к примеру, понимают древнерусскую, позже русскую народную эпическую песню о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков. Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Чаще всего, былины представлены как русские героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси. Былину рассматривают как вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
На недостаточное внимание к методике преподавания этого жанра в своих исследованиях указывали исследователи М.А. Рыбникова, М.А. Снежневская, З.Я. Рез, И.И. Аркин, В.В. Голубков, Ж.И. Жителева и др. Методисты в школе отмечают, что в целом, авторы учебников по литературному чтению при организации работы школьников над былиной не учитывают ее жанровой специфики. Также мало уделяется внимания рассмотрению исторических ассоциацией и параллелей. Для педагогов мало разработано дидактических и методических средств, которые смогли бы в этом вопросе облегчить труд учителя.
Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей человека, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность младшего школьника в данном случае не является исключением. В современной образовательной среде значимость умения учиться является ведущей образовательной целью. Это регламентировано ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом. Ещё В.А. Сухомлинский писал, что в большинстве случаев овладение знаниями для ученика трудно потому, что он не умеет учиться. Эту современную проблему методисты также отмечают в своих рекомендациях.
ФГОС НОО в качестве образовательного результата рассматривает формирование у школьников предметного, метапредметного и личностного результатов. Метапредметный и личностный результат будет получен в результате формирования у школьника универсальных учебных действий (УУД), которые представлены в ФГОС как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Сформированные УУД обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию. Чтобы педагогу получить запланированный результат, необходимо рассмотреть процесс изучения былин русского народа в основной школе и соответствующую методику. Можно говорить о том, что былина имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.
Методисты считают, что учителя недостаточно используют на уроках былины как литературные произведения. От того ученики часто смешивают, к примеру, басни, сказки и былины [11]. Содержание былины формирует у читателя свое особое отношение к миру. Специалисты в области методики обучения литературе и литературному чтению пишут о том, что в учебно – воспитательный процесс требуется внести изменения в методику обучения школьников чтению былин. Эти изменения должны касаться формирования у школьников новых умений и навыков, которые научили бы их вглядываться в созданные былиной персонажи и картины былинного мира.
Ученики несомненно должны знакомиться с миром былин и запоминать былинные образы и картины. Многие вещи у детей происходят на интуитивном уровне, в частности, улавливание типичных для этого мира ситуаций и отношения персонажей. При правильном прочтении и понимании былины, младшие школьники смогут присваивать все это как жизненный опыт. Классическую былину как учебный материал в современной школе нельзя ничем заменить, но при этом, учителя практики отмечают, что подготовка детей к изучению былин является достаточно сложной.
Учителя и методисты часто задаются вопросом о том, как именно следует организовать обучение школьников чтению былин, чтобы этот учебный материал был ими воспринят и востребован. Несомненно, что этот процесс будет способствовать их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию. Педагоги уверены в том, что необходимо вносить коррективы в методику изучения былин в школе, чтобы ученики научились и захотели их читать. Былины – это ценный учебный материал для формирования школьников-читателей, с соответствующими читательскими компетенциями.
Учебный процесс всегда должен оказывать влияние на общее и литературное развитие обучающихся. Он должен быть действенной частью формирования их социально-нравственного опыта [14]. В современной образовательной среде ФГОС НОО регламентирует реализацию урочной и внеурочной деятельности школьников. Содержание учебных программ предметов сегодня достаточно насыщенно. Для правильной работы над былиной, педагогу предварительно необходимо проделать большую подготовительную работу. Работа со стихами и любой другой поэзией отличается от работы над былинами. Очевидно, что педагог не всегда может уложиться во времени при работе с былинами на уроке. При необходимости эту работу можно реализовать в рамках внеурочной деятельности. Сегодня учитель для работы во внеурочной деятельности также разрабатывает рабочую учебную программу. Из этой программы видно, каким именно образом учитель готов работать с учениками над изучением былин в рамках внеурочной деятельности.
В каждом классе есть ученики, которые проявляют явный интерес к словесным филологическим областям. Методисты считают, что с этими детьми необходимо организовывать особого рода дополнительную деятельность, которую часто называют проектной, или исследовательской. Эти ученики могут работать над проектом, групповым, или индивидуальным. В дальнейшем эти ученики могут выступить на внутришкольной конференции со своим проектом, а у учителя будет возможность заслушать школьников на уроке, к чему остальные дети всегда проявляют явный интерес.
В такой работе всё зависит от того, какие именно педагогические технологии учитель использует в своей профессиональной деятельности. В некоторых былинах мораль очевидна не всегда и в таких случаях учитель должен многое объяснить школьникам. Работа такого рода очень важна, поскольку, в учебно – воспитательном процессе учитель реализует не только предметные результаты, но и метапредметные, в виде регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Личностный результат в данном случае тоже будет формироваться, поскольку любую мораль и опыт каждый школьник будет рассматривать через свою собственную призму. Возможно, для таких случаев необходимо разрабатывать опытно-экспериментальные программы и вносить изменения в организационно-методическую систему работы с былиной.
Методисты могут помочь педагогам при разработке и описании видов уроков с исследуемым былинным учебным материалом на разных этапах обучения школьников. Внимание к былине в школе обусловлено рядом её несомненных достоинств. Здесь имеются большие возможности для нравственного воспитания школьников. Присутствуют лаконизм, картинность и выразительность описаний. Явно выражена меткость и народность языка. Каждая былина представляет собой небольшую сцену из жизни. С её помощью писатель высказывает свои мысли по поводу людских проблем и раскрывает смысл народной мудрости. Изучение былин в основной школе является обязательным. Это помогает раскрыть нравственное содержание жанра, необходимое для формирования личности каждого школьника.
В каждом УМК термин «былина» рассматривается, как один из жанров народного фольклора, песни-сказания о богатырях, героических событиях и исторические эпизоды из истории Древней Руси. Можно также говорить о том, что в каждом комплекте хорошо представлена тема ‹‹Былина›› и подробно дается информация по изучению жанра былины. Они содержательно наполнены патриотическими идеями, что несомненно способствует патриотическому воспитанию школьников. В большинстве УМК в книгах не смешивают былины с другими жанрами устного народного творчества. Ученики на уроках литературы изучают их более обширно, и более подробно, чем остальные виды литературных жанров. Это позволяет школьникам лучше усвоить и понять тему ‹‹Былина›› и познакомиться с разными произведениями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский - М., 2011. – 330 с.
2. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание школьников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 11.12.2023).
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2017. - No 2. - С. 15-18.
4. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения былины в школе / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 11.12.2023).
5. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2013. - 480 с.
6. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - школьником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
7. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская: Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
8. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29.
9. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
10. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
11. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын [Текст] / - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С. 40-43.
12. Кохендерфер, Ю.В. Технологии формирования коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие школьников [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2013. - 156 с.
14. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 11.12.2023).
15. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений былинного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 11.12.2023).
16. Мельничук, В.В. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной и основной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyh.kiev.ua/ (дата обращения: 22.09.2023).
17. Нестюричева, Н.М. Урок-проект: составление паспорта басни/былины // Филолог. 2013. № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_25_532 (дата обращения: 11.12.2023).
18. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] / Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
19. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения [текст] / Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
20. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст] / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
21. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2010. - No 3. - С. 16-21.
22. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание школьников [Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - No 4. - С.14-16.
23. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2015. - С.95.
24. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания школьников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2016. – No 6. - С.21-25.
25. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 - с.24-29.